Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
он взывает к Богу: "Прости нам долги наши, как и мы
прощаем должникам нашим" (Мф. VI, 12). Не за тех
действительна эта молитва, вера которых без дел мертва
(Иак. II, 17 и 26); но за тех, чья вера действует любовью
(Гал. V, 6). Ибо, будучи и в подчинении Богу, но в
условиях настоящей смертности и в тленром теле, обре­
меняющем душу, разум не может вполне повелевать поро­
ками. Потому и необходима праведным такая молитва.
Как в действительности ни повелевают, никогда не пове­
левают без столкновения с пороками. И у хорошо сра­
жающегося, и у господствующего после победы над такими
врагами и подданными непременно в условиях настоящей
немощи укроется от глаз что-нибудь такое, в чем он
согрешил если не уклончивым действием, то нетвердым
словом или летучей мыслью. И потому, пока приходится
повелевать пороками, полного мира нет; потому что и с
теми, которые сопротивляются, ведется война, полная
опасностей; и те, которые побеждены, не оставляют еще
места безопасному и спокойному торжеству, а должны
удерживаться в подавленном состоянии заботами повеле­
вающей власти. В таких искушениях, о которых божест­
венными словами коротко сказано: "Не определено ли
человеку время на земле?" (Иов. VII, 1), — в таких
искушениях разве только человек надменный представляет
себя живущим так, что он не имеет нужды говорить Богу:
"Прости нам долги наши". Поистине, не велик, а надменен
и напыщен, которому справедливо противится Тот, Кто
дает благодать смиренным. Потому и написано: "Бог
гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак.
VI,6;IПет.V,5).
Итак, в настоящей жизни справедливость в ком бы то
ни было сводится к тому, чтобы Бог повелевал повину­
ющимся Ему человеком, душа — телом, а разум —
пороками, еще упорствующими или уже подавленными; и
чтобы у самого же Бога просить и благодати заслуг, и
прощения грехов, и Ему же приносить благодарение за
полученные блага. В состоянии же того конечного мира,
с которым должна соотноситься и для достижения кото­
рого должна соблюдаться эта справедливость, так как
368