Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/366"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Из этого, однако же, не следует, чтобы он не был
народом или чтобы дело его не было республикой, пока
остается какое бы то ни было собрание разумной толпы,
объединенной общностью вещей, которые любит. А что я
сказал об этом народе и об этой республике, то нужно
считать за сказанное мною и за мой o6paj мыслей о на­
роде и республике афинян или каких-либо других греков,
о народе и республике египтян, о том первом Вавилоне
ассирийцев, когда в народном управлении своем держали
они малые и великие царства, и о всяком другом каком
бы то ни было народе. Вообще, град нечестивых, который
не находится в повиновении у Бога, повелевшего, чтобы
жертвы приносились только Ему одному, и в котором
вследствие этого душа правильным образом не повелевает
телом, а разум —пороками, чужд истинной справедливости.
Глава XXV
Хотя бы и казалось, что душа блестящим образом
повелевает телом, а разум — пороками, но если сама
душа и разум не служат Богу так, как Бог заповедал
служить Ему, они отнюдь не повелевают телом и пороками
правильным образом. Ибо каким господином над телом
и пороками может быть ум, не ведающий об истинном
Боге, не подчиненный Его власти, а поддавшийся под
развращающее влияние порочнейших демонов? Почему и
сами добродетели, которыми, по-видимому, он распола­
гает, через которые повелевает телу и порокам принимать
или удерживать то или иное направление, если он к Богу
их не относит, скорее пороки, чем добродетели. Хотя
некоторые тогда считают добродетели истинными и чест­
ными, когда они бывают относимы только к ним самим,
а не ищутся ради чего-либо другого; но тогда они —
надменны и горды, а потому должны считаться не добро­
детельными, а порочными. Как не от плоти, но выше
плоти то, что дает плоти жизнь; так не от человека, но
выше человека то, что дает блаженную жизнь человеку,
и не только человеку, но и всякой Власти и Силе небесной.
366