Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/364"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Господом солнце (solem) и не подумает, что ему следует
приносить жертвы; что это следует понимать не так, весьма
легко уясняется из греческого Писания.
Итак, еврейский Бог, к Которому высказывает такое
глубокое уважение и упомянутый великий философ, дал
Своему еврейскому народу закон, написанный на еврейс­
ком языке, не какой-нибудь невразумительный и неведо­
мый, а сделавшийся уже известным всем народам, в ко­
тором сказано: "Приносящий жертву богам, кроме одного
Господа, да будет истреблен" (Исх. XXII, 20). Нужно ли
по этому предмету отыскивать многое в Его законе и в
Его же пророках? Даже не отыскивать, так как указания
на это не темны и не редки, а собирать и излагать в
настоящем моем исследовании то, из чего яснее света
обнаруживается, что истинный и высочайший Бог не хотел,
чтобы жертвы приносились вообще кому бы то ни было,
кроме Него самого? Пусть это одно, кратко, но возвышенно,
с угрозой, но справедливо сказанное тем Богом, Которого
так превозносят их ученейшие люди, выслушивается, наво­
дит страх, исполняется, чтобы неповинующиеся не под­
верглись истреблению. "Приносящий, —говорит, —жертву
богам, кроме одного Господа, да будет иcтpeблeн
,,
;этоне
потому, чтобы Он имел нужду в какой-либо вещи, но
потому, что для нас спасительно, чтобы мы были Его
вещью. Поэтому-то в священных Писаниях евреев поется:
"Я сказал Господу: Ты Господь мой; блага мои Тебе не
нужны" (Пс. XV, 2). Чистейшая и превосходнейшая жертва
Ему — мы сами, т. е . град Его; таинство этого мы
совершаем своими приношениями, которые известны вер­
ным, как о том мы говорили в предшествующих книгах.
Ибо о прекращении жертв, которые приносились иудеями,
жившими в сени, и о приношении народами от востока
солнца и до запада одной жертвы, как это совершается
уже на глазах у нас, много и громко говорили божественные
изречения через еврейских пророков; некоторые из этих
изречений, по мере надобности, мы уже приводили в
настоящем сочинении.
В силу этого там, где нет той справедливости, чтобы
единый и высочайший Бог повелевал повинующемуся по
364