Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/362"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
могут, чтобы Геката и Аполлон предварительно согласились
между собою относительно самого Христа и оба или в
один голос осуждали Его, или оба одинаково хвалили. Но
если бы им и удалось это сделать, мы, тем не менее, все
равно избегали бы лживых демонов, хвалили бы они или
хулили Христа. Теперь же, когда их бог иЛюгиня проти­
воречат друг другу, тот укоряя, а эта хваля Христа, и их
хулам на христиан не верят люди, если сами правильно
мыслят.
В самом деле, хваля Христа, Порфирий ли то, или
Геката, когда говорит, что Он же дал христианам впасть
по определению судьбы в заблуждение, раскрывает и
причины этого, как он думает, заблуждения. Прежде, чем
излагать эти причины его же словами, я спрошу: если
Христос дал христианам впасть по определению судьбы в
заблуждение, хотел Он или не хотел дать им впасть? Если
хотел, то каким образом Он справедлив? Если не хотел,
то каким образом Он блажен? Но выслушаем сами причины
заблуждения. "Существуют, — говорит он, — в некоем
месте самые низшие земные духи, подчиненные власти
злых демонов. От этих злейших и низших духов предос­
терегали благочестивых людей мудрейшие из евреев, к
числу которых принадлежал и Иисус, как сказано это в
вышеприведенных божественных изречениях Аполлона; они
запрещали совершать им празднества, чтить же велели
преимущественно небесных богов, а наиболее всех — Бога
Отца. То же самое, — прибавляет он, — заповедают и
боги, и мы показали выше, как они увещевают душу
обратиться к Богу и как повсюду повелевают почитать
Его. Но невежественные и нечестивые люди, которым
судьба справедливо не дозволила ни воспользоваться дара­
ми богов, ни иметь понятия о бессмертном Юпитере, не
слушая ни богов, ни божественных мужей, отвергли всех
богов, а запрещенных демонов не только не возненавидели,
но и стали почитать. Притворяясь же, что поклоняются
Богу, не делают того, в чем единственно выражается
поклонение Богу. Ибо хотя Бог, всемогущий Отец всего,
не нуждается ни в чем, но полезно для нас самих, когда
мы поклоняемся Ему правдой, чистотой и другими до-
362