Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/361"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
иметь познание о бессмертном Юпитере. Поэтому они
ненавистны богам; ибо им, которым не суждено было ни
знать Бога, ни получить дары от богов, —им, определением
судьбы, Он дал впасть в заблуждение. Сам же Он благо­
честив, и как благочестивый удалился в небо. Итак, Его
не хули, но пожалей о безумии людей, об их легком и
опасном через Него падении".
Кто до такой степени глуп, чтобы не понять: эти
изречения оракулов придуманы лукавым человеком, кото­
рый в то же время — страшный враг христиан; не
исключено, что эти ответы с подобным же умыслом были
даны нечестивыми демонами. Хвалят Христа, чтобы при­
дать большую правдоподобность своим поношениям хрис­
тиан; чтобы таким образом заградить, если возможно, путь
к вечному спасению, на котором стоит каждый христиа­
нин. Они чувствуют, что их лукавому искусству вредить
тысячью различных способов нисколько не помешает, если
им поверят, когда они будут хвалить Христа, лишь бы
только поверили им, когда они в то же время будут хулить
христиан; кто поверит тому и другому, того они сделают
таким хвалителем Христа, что он не захочет быть хрис­
тианином; а потому и хвалимый им Христос не освободит
его от господства демонов. Ведь хвалят они Христа так,
что всякий, кто уверует в Него такого, каким они Его
выставляют, будет не истинным христианином, а еретиком
Фотинианом, который Христа считал только человеком,
но не Богом; и потому не сможет ни получить через Него
спасения, ни избежать ловушек, расставляемых этими лжи­
выми демонами, ни освободиться от них.
Мы, со своей стороны, не можем принять ни слова
Аполлона, который поносит Христа, ни Гекаты, которая
хвалит Его. Тот выставляет Христа как бы неправым,
говоря, что Он был убит правильно мыслящими судьями,
а эта — человеком благочестивейшим, но только человеком.
У обоих, однако же, цель одна: они не хотят, чтобы люди
были христианами, потому что не став христианами, они
не смогут высвободиться из-под их власти. Философ же
тот, или лучше, те, которые верят таким якобы оракульс­
ким изречениям против христиан, пусть позаботятся, если
361