Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
убежища преисподних, и ужасаются сами божества; для
них закон есть Отец, которого чтут истинно святые евреи".
Этим изречением оракула своего бога Аполлона Порфирий
представляет Бога евреев таким великим, что его ужасаются
и сами божества. Если же Бог этот сказал: "Приносящий
жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен",
то удивляюсь, как не пришел в ужас сам Порфирий и,
принося жертвы богам, не устрашился подвергнуться ис­
треблению.
Говорит этот философ и хорошее о Христе, как бы
забыв о своем поношении Его, о котором мы перед этим
упоминали, или как бы боги его злословили Христа во
сне, а пробудившись, нашли добрым и похвалили по
достоинству. Потом, как бы намереваясь высказать нечто
удивительное и невероятное, он говорит: "Некоторым, без
сомнения, покажется неожиданностью то, что мы скажем.
Боги провозгласили Христа благочестивейшим и сделав­
шимся бессмертным и отзывались о Нем с большой
похвалою; но христиан, — говорит, — они называют
порочными, оскверненными, преданными заблуждению,
употребляя в их адрес и многие другие укоризны". Вслед
за этим он приводит нечто вроде оракульских изречений
богов, поносящих христиан. А затем говорит: "Когда
спрашивали о Христе, Бог ли Он, Геката отвечала: "Шес­
твие бессмертной души после тела тебе известно; блуж­
дает же душа, потерявшая истину; то — душа мужа,
превосходнейшего в благочестии, но чтут ее не сообразно
с ее действительным состоянием".
Вставляя после этих изречений якобы оракула собст­
венные слова, Порфирий говорит: "Итак, она сказала, что
Он — муж благочестивейший, и что душа Его, как и
души других благочестивых людей, одарена после разлу­
чения с телом бессмертием, но что христиане чтут ее
невежественно. А на вопрос: за что же Он осужден? —
богиня, — продолжает он, — отвечала: "Тело всегда
подвержено истязаниям и увечьям, душа же благочестивого
пребывает в небесном жилище. Та же душа определением
судеб позволила впасть в заблуждение другим душам,
которым рок не дал ни пользоваться дарами богов, ни
360