Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
свою от христианства, Аполлон отвечал в стихах следую­
щее".
Потом приводятся такие слова якобы Аполлона:
"Можешь, пожалуй, скорее научиться чертить письмена
по воде или, расправив легкие крылья, летать как птица,
чем вернешь назад чувство оскверненной и нечестивой
жены. Пусть продолжает, как хочет, упорствуя в пустых
обманах и воспевая лживыми рыданиями мертвого Бога,
Которого, погубленного правильно мыслящими судьями,
умертвила самая худшая из благовидных, совокупно с
железом, смерть". После этих стихов Аполлона, переве­
денных на латинский язык без соблюдения метра, он
продолжает так: "Уклонение их не поддающихся исправ­
лению мыслей он указал в следующих словах: "Иудеи
веруют в Бога более, чем эти". Таким образом он, бесчестя
Христа, ставит иудеев выше христиан, признавая, однако,
что иудеи веруют в Бога. Ибо тот стих Аполлона, в
котором последний говорит, что Христос был убит пра­
вильно мыслящими судьями, он изложил так, как если
бы Христос вследствие справедливого их суда был под­
вергнут заслуженному наказанию.
Действительно ли лживый предсказатель Аполлона гово­
рил это о Христе, а Порфирий ему поверил, или последний
сам, быть может, сочинил речь, которую тот не говорил,
это его дело; но насколько он верен самому себе, насколько
у него согласуются друг с другом изречения оракулов, это
мы увидим после. Пока же заметим, что об иудеях, как
верующих в Бога, он говорит, что они правильно судили
о Христе, когда решили подвергнуть Его самому мучи­
тельному роду смерти. Следовательно, Бога иудеев, Кото­
рого он признает за Бога, должно слушать, когда Он
говорит: "Приносящий жертву богам, кроме одного Гос­
пода, да будет истреблен" (Исх. XXII, 20). Но послушаем
дальше, сколь великим представляет он Бога иудеев. На
подобный же вопрос Аполлону, что лучше: слово ли, или
разум, или закон, последний, по его словам, "отвечал
стихами, говоря так". Затем он приводит стихи Аполло­
на. Из их числа считаю достаточным привести следующее:

Бога же родоначальника и в вышнего Царя, пред
Которым трепещут и небо, и земля, и море, и сокровенные
359