Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/358"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
пода, да будет истреблен" (Исх. XXII, 20). Заповедавший
это не хотел, чтобы приносились жертвы ни добрым, ни
злым богам.
Глава XXII
Но могут возразить: "Кто этот Бог, чем можно доказать,
что римляне должны были повиноваться Его повелению
и не чтить жертвоприношениями никого из богов, кроме
Его?" Признак великого ослепления продолжать спра­
шивать: "Кто этот Бог?" Это тот Бог, пророки Которого
предсказали то, что совершается на глазах у нас; это тот
Бог, от Которого Авраам получил ответ: "Благословятся в
семени твоем все народы земли" (Быт. XXII, 18). Что это
исполнилось в лице Христа, по плоти происшедшего от
его семени, вольно или невольно признают даже те,
которые остались врагами христианства. Это тот Бог,
божественный Дух Которого говорил устами тех, чьи
предсказания и исполнение этих предсказаний в лице
Церкви, распространенной на наших глаза по всему миру,
я изложил в предшествующих книгах. Это тот Бог, Ко­
торого ученейший из римлян, Варрон, считает Юпитером,
хотя не знает сам, что говорит. Я счел нужным упомянуть
об этом потому, что муж с такими познаниями не мог
ни отрицать этого Бога, ни считать Его маловажным. Он
думал, что это тот Бог, Которого он считал высочайшим.
Наконец, это тот самый Бог, Которого ученейший из
философов, хотя и величайший враг христиан, Порфирий,
признает великим богом, следуя оракулам тех, кого счи­
тает богами.
Глава XXIII
В книгах, которые он надписывает гк Xoyicov ф1А.оаофкхС
и в которых подробно излагает и описывает якобы бо­
жественные ответы о вещах, относящихся к философии,
он (приведу его собственные слова, как они переведены
с греческого языка на латинский) говорит: "Спрашивав­
шему, молитвою к какому богу мог бы он отвлечь жену
358