Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/357"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
как бы прекрасный пример, заимствованный от природы,
и говорится: "Ради чего же Бог повелевает человеком,
душа — телом, разум — похотью и другими порочными
сторонами души?" Этот пример действительно показывает,
что некоторым полезно рабство, а служить Богу — полезно
всем. Служащая же Богу душа правильно повелевает телом,
и в самой душе покорный Господу Богу разум правильно
повелевает похотью и остальными пороками. Поэтому
какую справедливость можно предполагать в человеке, не
служащем Богу, коль скоро ни душа телом, ни человеческий
разум пороками отнюдь не могут повелевать справедливо,
не служа Богу? А если в таком человеке нет никакой
справедливости, то без всякого сомнения ее нет и в
собрании человеческом, состоящем из таких людей. Сле­
довательно, нет в этом собрании и того согласия в праве,
которое образует из толпы человеческой народ, дело ко­
торого называют республикой.
Зачем мне после этого говорить о пользе, связанная
общностью которой совокупность людей, согласно упомя­
нутому определению, называется народом? Ведь если вник­
нуть в дело надлежащим образом, то нет никакой пользы
от жизни тем, которые живут нечестиво, как живет всякий,
кто не служит Богу, а служит демонам; тем более не­
честивым, чем более они, будучи самыми нечестивыми
духами, желают, чтобы им приносили жертвы как богам.
Но полагаю, что сказанного нами о согласии в праве
достаточно, чтобы видеть, что есть по смыслу упомянутого
определения тот народ, образующий так называемую рес­
публику. Говорят, правда, что римляне в своей республике
служили не нечестивым духам, а добрым и святым богам.
Но неужели мы должны по нескольку раз повторять то,
о чем сказали уже достаточно, и даже более, чем доста­
точно? Кто из прочитавших предшествующие книги этого
сочинения до настоящего места может еще сомневаться,
что римляне служили злым и нечистым демонам, если он
только не крайне глуп и не бесстыднейшим образом упрям?
Оставлю даже в стороне вопрос о том, каковы те, кого
они чтили жертвоприношениями; в законе Бога истинного
написано "Приносящий жертву богам, кроме одного Гос-
357