Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
биловала? Впрочем, кто проводит последнюю так, что
пользуется этою для достижения той, составляющей пред­
мет его пламенной любви и непоколебимой надежды, о
том не без основания можно сказать, что он и в настоя­
щей жизни блажен, но только — надеждой, а не в дейс­
твительности. Настоящая же действительность без этой
надежды есть блаженство ложное и бедствие великое, ибо
пользуется неистинными душевными благами. То не истин­
ная мудрость, которая свои усилия в том, что она разумно
различает, мужественно совершает, умеренно сдерживает,
справедливо распределяет, направляет не к тому концу, в
котором "Бог все во всем" (I Кор. XV, 28), а с Ним —
вечность неизменная, мир совершенный.
Глава XXI
Теперь уместно исполнить обещание, данное во второй
книге этого сочинения: доказать с возможной краткостью
и ясностью, что Римской республики, соответственно тем
определениям, какие дает ей у Цицерона в книгах "О
республике" Сципион, никогда не существовало. Респуб­
лику он определяет кратко, как дело народа. Если такое
определение верно, то республики Римской не существо­
вало никогда, потому что она никогда не была делом
народа, на которое указывает определение республики.
Ибо народ он определяет как совокупность множества
людей, соединенных взаимно согласием в праве и общею
пользой. А что называет он согласием в праве, он объяс­
няет в своих рассуждениях, показывая, что республика не
может управляться без справедливости. Итак, где нет
истинной справедливости, там не может быть и права.
Ибо что бывает по праву, то непременно бывает и
справедливо. А что делается несправедливо, то не может
делаться и по праву.
Нельзя считать и называть правом несправедливые пос­
тановления людей. Сами же они называют правом то, что
имеет свой источник в справедливости, и ложью то, что
имеют обычай утверждать люди неправильного образа
355