Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/354"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
пользой, т. е. так, чтобы могло послужить тому благосос­
тоянию подчиненных, которое соответствует воле Божией,
как об этом мы уже говорили выше.
Поэтому апостол и говорит: "Если кто епископства
желает, доброго дела желает" (I Тим. III, 1). Апостол
хотел пояснить, что такое епископство: «то — название
дела, а не чести. Слово это греческое и смысл его таков,
что поставленный над чем-нибудь надзирает за тем, над
чем поставлен, имея о нем попечение. Ибо гт значит
super (над); акояо£ же — intentio (цель, намерение);
следовательно, мы можем, если захотим, выразить (гре­
ческое "епископ") латинским словом superintendere, что­
бы дать понять, что тот не епископ, кто предпочитает
начальствовать, а не приносить пользу. Итак, ревностное
стремление к познанию истины не воспрещается никому;
это похвальная сторона покоя от житейских дел. Но
высшего места, без которого невозможно управление на­
родом, хотя бы на него вступали и занимали его как
следует, добиваться, однако же, неприлично. Святого по­
коя ищет любовь к истине; общественные обязанности
принимает на себя неизбежный долг любви. Если никто
этого бремени не налагает, следует пользоваться досугом
для познания и созерцания истины; если же его налагают,
его следует принять по неизбежному долгу любви. Но и
в последнем случае не следует отказываться от удовольст­
вия, доставляемого истиной, чтобы та приятность не ис­
чезла, .а эта необходимость не подавила.
Глава XX
Если, таким образом, высочайшее благо града Божия
заключается в мире вечном и совершенном, — не в том,
который переживают смертные, рождаясь и умирая, а в
том, в котором пребывают бессмертные, не терпя вовсе
никакого бедствия: то кто станет отрицать, что та жизнь

блаженнейшая; или кто не признает, что в сравнении
с тою настоящая жизнь — самая жалкая, какими бы
внешними душевными и телесными благами она не изо-
354