Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/349"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
прейдет неправда, упразднится всякое начальствование и
власть человеческая и будет Бог все во всех.
Глава XVI
В связи с этим наши праведные отцы, хотя и имели
рабов, устраивали, однако же, домашний мир так, что,
отличая в отношении этих временных благ жребий детей
от состояния рабов, в том, что касается почитания Бога,
в Котором покоятся надежды вечных благ, с одинаковой
любовью заботились обо всех членах своего дома. Это
предписывается естественным порядком до такой степени,
что отсюда произошло имя paterfamilias* и получило такое
широкое применение, что сами господствующие находят
удовольствие называться этим именем, пускай и незаслу-
жено.
Истинные отцы семейства во всем, что касается по­
читания Бога и служения Ему, заботятся обо всех членах
семьи, как о детях, желая и молясь достигнуть дома не­
бесного, где уже не будет необходимости в обязательном
долге повелевать смертными, потому что не будет уже
необходимости в обязательном долге заботиться о их сча­
стье в том бессмертии. Пока же это наступит, господст-
вование требует от отцов большего терпения, чем служе­
ние — от рабов. Если же кто-нибудь в доме противится
домашнему миру своим неповиновением, такой укрощает­
ся или словом, или бичем, или другим справедливым и
дозволенным родом наказания, насколько это допускает
человеческое общество, ради пользы самого укрощаемого,
чтобы присоединить его к миру, от которого тот уклонил­
ся. Как не будет благодеянием, помогая, причинить поте­
рю большего блага, так не будет делом невинным, щадя,
допустить совершение более тяжкого зла. К обязанности
человека невинного относится не только никому не делать
зла, но и сдерживать от греха или наказывать грех, чтобы
* Отец "семейства", и состав которого входила и домашняя при
слуга, и рабы.
349