Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
убить, оставляли в живых, последние делались рабами,
получая название от сохранения (servi a servando). Но и
в этом случае не беспричастен грех. Ведь и в то время,
когда ведется справедливая война, ради греха подвергает
себя опасности противная сторона, и всякая победа, хотя
бы склонилась она и на сторону дурных* по божествен­
ному суду уничижает побежденных, или исправляя, или
наказывая грехи. Свидетель этому — человек Божий Дани­
ил, который, находясь в плену, исповедовал перед Богом
свои грехи и грехи своего народа и в них с благочестивой
скорбью указывал причину этого плена (Дан. IX, 5).
Итак, грех — первая причина рабства, по которому
человек подчиняется человеку в силу своего состояния; и
это бывает не иначе, как по суду Божию, у Которого нет
неправды и Который умеет распределять различные нака­
зания соответственно вине согрешающих. А так как вер­
ховный Господь говорит, что "всякий, делающий грех,
есть раб греха" (Иоан. VIII, 34), и потому многие благо­
честивые служат господам неправедным, которые сами,
однако же, не свободны: "Ибо, кто кем побежден, тот
тому и раб" (II Пет. II, 19); то во всяком случае лучше
быть рабом у человека, чем у похоти; ибо сама похоть
господствования, чтобы не говорить о других, со страшной
жестокостью опустошает души смертных своим господст-
вованием. В порядке же мира, по которому одни люди
подчинены другим, как уничижение приносит пользу слу­
жащим, так гордость вредит господствующим. Но по
природе, с которою Бог изначально сотворил человека,
нет раба человеку или греху. Впрочем, и присужденное в
наказание рабство определяется в силу того же закона,
который повелевает сохранять естественный порядок и
запрещает его нарушать; потому что, не будь проступка
против этого закона, нечего было бы наказывать принуж­
дением к рабству. Почему апостол увещевает и рабов
подчиняться господам и служить им от души с готовностью
(Ефес. VI, 6, 7), т. е., если они не могут получить от
господ своих свободу, то сами они могут сделать служе­
ние свое некоторым образом свободным, служа не из
притворного страха, а по искреннему расположению, пока
348