Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/347"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
а во-вторых, в том, чтобы приносить пользу, кому нуж­
но. Итак, прежде всего ему предстоят заботы о своих до­
машних: они ближе и доступнее других его советам и
попечениям в силу порядка природы, в силу порядка
самого человеческого общения. Почему апостол и говорит:
"Если же кто о своих и особенно о домашних не печется,
тот отрекся от веры и хуже неверного" (I Тим. V, 8).
Отсюда возникает домашний мир, т. е . упорядоченное
согласие относительно управления и повиновения сожи­
тельствующих. Управляют те, которые заботятся, как-то:
муж — женою, родители — детьми, господа — рабами.
Повинуются же те, о которых заботятся, как-то: жены —
мужьям, дети — родителям, рабы — господам. Но в доме
праведного, живущего верою и находящегося еще в стран­
ническом удалении от оного небесного града, и управля­
ющие служат тем, кем, по-видимому, управляют. Ибо
управляют они не из желания господствовать, а по обя­
занности заботиться, и не из гордого своего начальствен­
ного положения, а из сострадающей предусмотрительности.
Глава XV
Это предписывает естественный порядок, так создал
человека Бог. "Да владычествуют, — говорит Он, — над
рыбами морскими, и над птицами небесными, и над
скотом, и над всею землею" (Быт. I, 26). Он хотел, чтобы
разумное по образу Его творение господствовало только
над неразумным: не человек над человеком, а человек над
животным. Поэтому первые праведники явились скорее
пастырями животных, чем царями человеческими; Бог и
этим внушал, чего требует порядок природы, к чему
вынуждают грехи. Дается понять, что состояние рабства
по праву назначено грешнику. В Писании мы не встреча­
ем раба прежде, чем праведный Ной покарал этим име­
нем фех сына (Быт. IX, 25). Не природа, таким образом,
а фех заслужил это имя. Название же рабов (servi) на
латинском языке имеет, по-видимому, такое происхож­
дение: когда победители тех, кого по праву войны могли
347