Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
твенных, чувствуя, что отнял эти блага справедливейший
Бог, Которого они презрели, когда Он был благосклон-
нейшим их подателем. Бог, премудрый Создатель и спра­
ведливейший Распорядитель всех природ, давший в смер­
тном человеческом роде величайшее украшение земле, дал
людям некоторые блага, соответствующие этой жизни, т.е .
временный мир в самом благосостоянии, целости и об­
щении его рода, и то, что необходимо для охранения и
восстановления этого мира, каково суть все, что пристойно
и соответственным образом подпадает нашим чувствам:
этот видимый свет, удобовдыхаемый воздух, годную для
питья воду; и что соответствует питанию, прикрытию,
лечению и украшению тела, — дал при том справедли­
вейшем условии, что правильно воспользовавшийся таки­
ми смертными благами, приспособленными к миру смер­
тных, получит большие и лучшие, т. е. мир бессмертия
и соответствующую ему славу и честь в жизни вечной
для наслаждения Богом и ближним в Боге, а воспользо­
вавшийся дурно и тех не получит, и эти потеряет.
Глава XIV
Итак, всякого рода пользование временными вещами
важно для приобретения земного мира во граде земном;
а в граде небесном важно для приобретения мира вечного.
Так, если бы мы были животными неразумными, мы не
желали бы ничего, кроме упорядоченного состояния час­
тей тела и успокоения позывов, — ничего, кроме покоя
плоти и удовлетворения желаний, чтобы мир тела спос­
пешествовал миру душевному. Ибо отсутствие телесного
мира мешает и миру неразумной души, так как она не
может достигнуть успокоения позывов. Вместе же то и
другое благоприятствует тому миру, который имеют между
собою душа и тело, т. е . миру упорядоченной жизни и
благосостояния. Как обнаруживают животные свою любовь
к миру телесному, когда избегают болезненных ощущений,
и к миру душевному, когда для удовлетворения позывов
следуют животной страсти; так, когда они избегают смерти,
345