Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
порядок членов, очевидно, превратны; потому что то, чему
природа назначила быть вверху, оказывается внизу; а что
по природе должно быть внизу, стало вверху. Превратность
эта возмутила мир плоти, и потому болезненна. Тем не
менее, душа находится в мире со своим телом и заботится
о его спасении; а потому и есть, кто скорбит. А если бы
вследствие болезненности душа отрешилась от тела, вышла
из него, и тогда, пока удерживается связь членов, оста­
ющееся продолжало бы сохранять некоторый мир в своих
частях: был бы еще тот, кто висит. И когда земное тело
тянется на землю и удерживается петлею, на которой
повешено, оно стремится к состоянию своего мира и как
бы голосом своей тяжести просит места, на котором бы
могло успокоиться; и бездушное уже, и лишенное всякого
чувства, оно не меняет своего естественного мирного
положения, когда достигнет его или будет в него приведено.
Если будут применены врачебные средства и уход, который
не допустит разложения и разрушения наружного вида
трупа, и тогда некоторого рода мир будет соединять части
с частями и всю массу приурочит к земному и соответ­
ствующему, а потому — покойному месту. Если же баль­
замирование употреблено не будет, а будет все предо­
ставлено естественному ходу, то труп как бы испытывает
мятеж от разделившихся на партии и потому не соответ­
ствующих нашему чувству (ибо именно это ощущается в
зловонии до тех пор, пока сольется со стихиями мира и
по частям и понемногу войдет в их мир). При этом ничто,
однако же, не происходит помимо законов верховного
Творца и Распорядителя, Который управляет миром всего;
когда из трупа большого животного рождаются животные
мелкие, в силу того же закона Творца всякий атом служит
мирному благосостоянию их душонок; и когда тела умер­
ших пожираются другими животными, они, куда бы ни
растаскивались, с какими бы вещами ни соединялись, в
какие бы вещи ни обращались и ни изменялись, встречают
те же законы, во всем разлитые к благополучию всякого
рода смертных, умиротворяющие соответствующее с соот­
ветствующим.
342