Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/34"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
скорбит и умирает; терпим мы и немало другого, чего
никогда не терпели бы против воли, если бы природа
наша могла этой воле подчиняться. Но, говорят, сама-де
плоть терпит нечто такое, что не дозволяет ей покоряться.
Не все ли равно, как это и почему, коль скоро, будучи
подчиненными Богу, мы сами не захотели Ему служить,
и наша плоть, бывшая нам подчиненной, отказываясь
служить, стала нам в тягость; хотя мы, не служа Богу,
стали в тягость себе, а не Ему. Он ведь не нуждается в
нашем служении, как сами мы нуждаемся в служении нам
нашего тела.
Впрочем, и так называемые скорби плоти суть скорби
души в плоти и от плоти. Разве плоть сама по себе
скорбит или желает? Когда говорят, что плоть скорбит
или желает, то имеется в виду или сам человек в целом,
или какая-либо часть его души, на которую оказывают
воздействие плотские чувства. Скорбь плоти — это не­
приятные ощущения в душе от плоти, скорбь же души,
называемая также печалью, — отвращение от того, что
случается с нами вопреки нашей воле. Между тем, печали
часто предшествует страх, который и сам бывает только
в душе, а не в плоти. Скорби же плотской не предшествует
некий плотский страх, который бы ощущался в самой
плоти до скорби. Но удовольствиям, однако, предшествуют
своего рода требования, ощущаемые в плоти как некие
ее желания, например: голод, жажда, похоть, хотя, впрочем,
похоть — общее название всех страстных желаний. Ибо
и сам гнев, по определению древних*, есть похоть мщения.
Правда, порою человек гневается и в таких случаях, когда
мщение не имеет никакого смысла, например, гневается
на плохо пишущий стиль, ломая его от досады. Но и в
этом видна похоть мщения, хотя и до крайности нера­
зумная. Итак, есть похоть мщения, называемая гневом;
есть похоть к деньгам, называемая жадностью; есть похоть
любой ценой настоять на своем, называемая упрямством;
есть похоть к самопревозношению, называемая хвастовст­
вом. Вообще есть много разных похотей, не все из которых
* Cic. Tuscul., IV.
34