Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
(II Кор. XI, 15), чтобы искушать тех, кого нужно таким
образом научить или кого справедливо обольстить. Поэтому
необходимо особое милосердие Божие, чтобы кто-либо в
то время, как считает в числе своих друзей добрых ангелов,
не имел на самом деле мнимыми друзьями злых демонов
и терпел в их лице врагов тем более вредных, чем они
хитрее и коварнее. И кому это особое милосердие Божие
необходимо, как не крайне жалкому человеческому сос­
тоянию, на котором лежит такой гнет неведения, что оно
легко обманывается демонским притворством? Нет ника­
кого сомнения, что и те философы в нечестивом граде,
которые утверждали, что имели богов своими друзьями,
натолкнулись на злых демонов, которым подчиняется весь
тот град, имея разделить вместе с ними вечное наказание.
Это с достаточной ясностью показали сами почитаемые
ими тем священнослужением или, вернее, святотатством,
которым их считали должным почитать, и теми безнрав­
ственнейшими играми, в которых прославляются их прес­
тупления, которыми считали должным их умилостивлять;
так как они же и установители, и исполнители этих
безобразий.
Глава X
Не гарантированы от обманов и разнообразных иску­
шений с их стороны и святые и верные почитатели еди­
ного истинного и высочайшего Бога. Ибо в этой стране
изменчивости и в эти злые дни небесполезно и этого рода
беспокойство, чтобы с тем более пламенным желанием
стремились они к той безмятежности, где мир самый
полный и самый надежный. Дары природы, т. е . то, что
дается нашей природе Творцом всех природ, там будут
уже не только добрыми, но и вечными; и не только в
душе, которая излечится мудростью, но и в теле, которое
обновится через воскресение. Добродетели там не будут
вести войны против каких-нибудь пороков или против
какого-либо зла, а будут пользоваться в награду за победу
вечным миром, которого не нарушит никакой противник.
Этот мир есть конечное блаженство, предел совершенства,
336