Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
нарушение заповеди. Поэтому Бог и запретил такое, что,
будучи совершено, не могло быть оправдано никаким
надуманным основанием. Я даже полагаю, что гордым
полезно впадать в какой-нибудь явный грех, чтобы это
приуменьшало их самодовольство. Для Петра было спаси-
тельнее его недовольство самим собой, жогда он плакал,
чем удовлетворенность, когда он много о себе воображал
(Мф. XXVI, 33 и 75). О том же говорится и в псалме:
"Исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя
Твое, Господи!" (Пс. LXXXII, 17), т. е., чтобы взыскуя
имя Твое, нашли удовольствие в Тебе те, которые, взыскуя
свое имя, находили удовольствие в самих себе.
Глава XIV
Но гораздо хуже и достойнее осуждения та гордость,
которая и в явных грехах ищет себе оправдания. Так вели
себя и те первые люди, когда она говорила: "Змей обольстил
меня, и я ела", а он вторил ей: "Жена, которую Ты мне
дал, она дала мне от дерева, и я ел" (Быт. III, 13, 12).
Разве это были просьбы о помиловании, мольбы об
исцелении? Хотя они и не отрицали, подобно Каину, того,
что совершили, однако из гордости старались взвалить
свою вину на другого. Но там, где очевидно нарушение
божественной заповеди, там пристало обвинение, а не
извинение. Что из того, что жена последовала совету змея,
а муж уступил жене? Неужто поверить или уступить кому
бы то ни было можно было наперекор велению Бога?
Глава XV
Итак, человек пренебрег повелением Бога, Который
створил его по образу Своему, поставил над всеми живот­
ными, поселил в раю, доставил обилие всего, необходимого
для счастья, не обременил множеством трудных для испол­
нения заповедей, но для того, чтобы оказать содействие
спасительному повиновению, дал только одну, короткую
32