Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/311"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
вий, в четырнадцатый день апрельских календ разрушили
храмы богов и сокрушили идолов. Кто не видит, насколько
с того времени и доселе, т. е. почти в продолжении
тридцати лет, возросло почитание имени Христа, в осо­
бенности после того, как христианами сделались многие
из тех, которые потеряли доверие к упомянутому про­
рицанию и нашли его, когда исполнилось то число лет,
пустым и заслуживающим осмеяния? Итак, мы, будучи и
называясь христианами, веруем не в Петра, но в Того, в
Кого веровал и Петр; мы назидаемся проповедью Петра
о Христе, а не очарованы его волшебствами; не колдовством
его прельщены, а укреплены его благодеяниями. Тот самый
Христос, наставник Петра в учении, ведущем к вечной
жизни, есть и наш наставник.
Но закончим, наконец, настоящую книгу, в которой
мы доселе рассуждали и, как нам кажется, достаточно
ясно показали, каков смертный исход двух градов, небес­
ного и земного, с начала и до конца перемешанных между
собою. Из них земной град творил себе, каких хотел,
ложных богов или из чего ни попадя, или даже из людей,
и этим богам служил жертвоприношениями; а небесный,
но странствующий на земле град не создавал ложных
богов, но сам был создан истинным Богом, истинным
жертвоприношением Которому сам же и служил. Оба они,
однако же, при различной вере, надежде и любви или
пользуются одинаковым временным благополучием, или
одинаково удручаются временными несчастьями, пока не
будут отделены один от другого на последнем суде и
каждый не получит свой конец, которому не будет конца.
К рассуждению об этих концах того и другого града мы
сейчас и перейдем.