Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
не хотят верить, что и во всем мире могло это совершиться
тою же божественною силой, какою совершилось здесь?
Если же обращение к почитанию имени Христа в Иеру­
салиме такого множества людей после того, как еще
большее множество или пригвоздило Его к кресту, когда
Он был схвачен, или смеялось над Ним»; когда Он был
пригвожден, было действием волхвования Петра, то с этого
самого года и нужно начинать отсчет тех пресловутых
трехсот шестидесяти пяти лет.
Христос умер в консульство двух Геминов, в восьмой
день апрельских календ. Воскрес же Он на третий день,
как удостоверяют свидетельством самих своих чувств апос­
толы. Потом, спустя сорок дней, вознесся на небо, а через
десять дней, т. е. на пятидесятый день после Своего
воскресения, ниспослал Святого Духа. Тогда, вследствие
проповеди апостолов, уверовало три тысячи человек. Итак,
именно тогда-то и началось почитание Его имени, как
мы веруем и как свидетельствует истина, действующею
силой Святого Духа, а по измышлению или мнению
нечестивой суетности — магическим искусством Петра.
Немного после, вследствие совершившегося чуда, — когда
один нищий, от чрева матери бывший до такой степени
хромым, что его носили другие и полагали при дверях
храма, где он просил милостыню, по слову Петра получил
исцеление во имя Иисуса Христа, — уверовали пять тысяч
человек; и затем Церковь начала возрастать вследствие
новых и новых приливов верующих. Таким образом, опре­
деляется даже и сам день, с которого начинается тот год:
это день, когда послан был Дух Святый, т. е . майские
иды. Пересчитывая последующие консульства, мы найдем,
что триста шестьдесят пять лет исполнились в те же
майские иды в консульство Гонория и Евтихиана.
Что могло происходить в следующий за тем год в
консульство Манлия Феодора в других странах, когда по
смыслу того оракула демонов или выдумки людей хрис­
тианская религия уже не должна была существовать, нам
не было нужды выяснять. Но нам известно, например,
что в знаменитейшем и главном африканском городе
Карфагене комиты императора Гонория, Гауценций и Ио-
310