Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
станем полагать начало христианской религии с рождества
Христова, потому что, будучи младенцем и отроком, Он
не имел учеников; хотя когда Он начал иметь их, тогда,
без всякого сомнения, сделались через Его плотское при­
сутствие известными учение и христианская религия, т. е.
после того, как Он крестился от Иоанна в реке Иордан.
По этой причине о Нем и было пророчество: "Он будет
обладать от моря до моря и от реки до концов земли"
(Пс. LXXI, 8). Но так как прежде Его страдания и
воскресения вера не была еще предназначенною для всех,
так как предназначение это получила в воскресение Христа
(ибо именно так говорит апостол Павел афинянам: "Ос­
тавляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям
всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в кото­
рый будет праведно судить вселенную, посредством пре­
допределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, вос­
кресив Его из мертвых" (Деян. XVII, 30, 31)): то воскресение
Христа лучше всего взять за исходный пункт в решении
этого вопроса, особенно потому, что тогда же дарован
был и Дух Святый, как и надлежало Ему по воскресении
Христа быть данным в том граде, от которого долженство­
вал начаться второй закон, т. е. Новый завет. Ибо первый
закон, называемый Ветхим заветом, был дан с горы Синай
через Моисея. О том же, которому надлежало быть данным
через Христа, предсказано: "От Сиона выйдет закон, и
слово Господне — из Иерусалима" (Ис. II, 3). Поэтому
и Сам Он сказал, что покаяние должно быть проповедано
всем народам, начиная от Иерусалима (Лук. XXIV, 47).
Итак, в Иерусалиме началось почитание этого имени,
состоящее в вере в распятого и воскресшего Христа Иису­
са. Там вспыхнула эта вера таким горячим пламенем, что
несколько тысяч людей, обратившихся с удивительной
живостью к имени Христа, распродав свои имущества для
раздачи бедным, приняли, движимые святой решимостью
и пламеннейшей любовью, добровольную бедность и при­
готовились среди свирепствующих и жаждущих крови иуде­
ев бороться за истину до смерти, но не вооруженною
силой, а препобеждающим терпением. Если все это со­
вершилось без всякого магического искусства, то почему
309