Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
невинности был, однако же, Его чародеем и захотел, чтобы
имя учителя почиталось больше, чем его собственное,
благодаря его магическому искусству, его великим трудам,
его опасностям и, наконец, его пролитой крови! Если
Петр-чародей сделал так, чтобы мир возлюбил Христа, то
что же сделал невинный Христос, чтобы так возлюбил
Его Петр? Пусть они сами себе ответят на это вопрос и
пусть, если могут, поймут, что то было делом сверхъес­
тественной благодати, что мир возлюбил Христа ради
приобретения от Него вечной жизни, и возлюбил даже
до принятия за Него временной смерти. Да и что же это
за боги, которые могут предсказывать подобные вещи, но
не могут их устранять, подчинившись одному чародею и
одному магическому злодеянию, при совершении которого,
как рассказывают, однолетний мальчик был убит, растерзан
на части и погребен по непотребному обряду, — подчи­
нившись до такой степени, что позволили в течение столь
продолжительного времени распространяться враждебной
им секте, преодолеть ей не упорством, а терпением ужасные
жестокости многочисленных гонений и ниспровергнуть их
идолы, храмы, культ и оракулов? Наконец, что это за
бог, — не наш, конечно, а их, — который прельстился
таким злодеянием или вынужден был покровительство­
вать таким вещам? Ведь по сказанию тех стихов, Петр
магическим искусством предназначал все это не какому-
нибудь демону, а Богу. Такого бога имеют они, каким не
представляют Христа.
Глава LIV
Я мог бы привести много и другого подобного, если
бы не прошел уже тот самый год, который определило
придуманное гадание и которому поверила обманутая су­
етность. Но поелику с того времени, как почитание имени
Христа установилось через присутствие Его во плоти и
через Его апостолов, уже несколько лет тому назад испол­
нилось триста шестьдесят пять лет; то зачем нам искать
других данных для доказательства лживости этого? Не
308