Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
пред Ним, но спрашивали Его, говоря: "Не в сие ли
время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он
же сказал им: не ваше дело знать времена и сроки,
которые Отец положил в Своей власти" (Деян. I, 6, 7).
Не о часе, конечно, или дне, или годе, а о времени
спрашивали они, когда получили этот ответ. Таким образом,
мы напрасно стали бы рассчитывать и определять годы,
которые остаются еще настоящему веку, коль скоро из
уст Истины слышим, что знать это — не наше дело.
Некоторые, впрочем, говорили, что от вознесения Госпо­
да до Его последнего пришествия может пройти четыреста,
другие — пятьсот, иные даже и тысяча лет. А на чем
каждый из них обосновывает свое мнение, выяснять и
долго, и нет необходимости. Они руководствуются чело­
веческими догадками, а не указывают что-либо несомненное
из авторитета канонического Писания. Всем им, гадающим
на пальцах, развязывает пальцы и велит успокоиться Тот,
Кто говорит: "Не ваше дело знать времена и сроки,
которые Отец положил в Своей власти".
Но поелику это изречение евангельское, то нет ничего
удивительного в том, что оно не воспрепятствовало почи­
тателям многих и ложных богов измыслить на основании
ответов демонов, которых они считают богами, будто
определено то время, в продолжении которого будет су­
ществовать христианская религия. Ибо когда они увидели,
что не могут уничтожить ее столькими и такими гонениями,
а напротив, в них-то она по преимуществу и достигает
удивительного возрастания, то выдумали невесть какие
греческие стихи, якобы свыше изреченные кому-то из
спрашивавших оракула; в этих стихах они представляют
Христа неповинным в преступлении этого якобы свято­
татства, но прибавляют, что Петр при помощи волхвований
устроил так, чтобы в продолжении трехсот шестидесяти
пяти лет почиталось имя Христа, но затем, по исполнении
этого числа лет, это почитание немедленно прекратится.
О, смысл людей ученых! О, просвещенные умы, спо­
собные верить о Христе таким вещам, которых вы не
хотите видеть в самом Христе, — будто ученик Его Петр
не научился у Него магическому искусству, а при Его
307