Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/306"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
в нем страха, что остальные заставят его оказаться в еще
более постыдном положении. Наконец, на нашей уже па­
мяти брат вышеупомянутого Валентиана, арианин Валент,
разве не произвел опустошения в католической Церкви
жестоким гонением в восточных странах?
Далее, разумно ли не принимать в соображение того
обстоятельства, что Церковь, повсюду плодоносящая и
возрастающая, может у некоторых народов терпеть от
царей гонения, когда у других народов не терпит? Или,
быть может, не следует считать гонением то, что царь
готов преследовал в Готии христиан с удивительной жес­
токостью в то время, когда там были одни православные,
из которых весьма многие увенчались мученичеством, как
об этом мы слышали от некоторых из братии, которые
тогда были еще детьми и отчетливо вспоминали, что сами
видели это? А недавно в Персии? Разве не свирепствовало
там на христиан гонение (если оно не продолжается и
сейчас) в такой степени, что некоторые, бежавшие оттуда,
прибыли даже в римские города? Размышляя об этих и
им подобных обстоятельствах, я думаю, что не следует
ограничивать известным числом гонения, которыми должна
испытываться Церковь. Но с другой стороны, не менее
безрассудно и утверждать, что будут и еще от царей
какие-нибудь гонения, кроме того последнего, относительно
которого не сомневается ни один христианин. Поэтому
оставим вопрос открытым и только заметим, что утверждать
что-либо одно из двух было бы делом смелым и даже
дерзким.
Глава LIII
Упомянутое последнее гонение, которое имеет быть от
антихриста, прекратит Своим явлением сам Иисус. Ибо
написано, что Он "убьет (беззаконника) духом уст Своих
и истребит явлением пришествия Своего" (II Фес. II, 8).
Часто спрашивают: "Когда это будет?" Вопрос совершенно
неуместный! Если бы нам нужно было знать об этом, то
кому лучше, как не Самому учителю Богу, сообщить об
этом вопрошавшим Его ученикам? А они не молчали тогда
306