Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/305"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
тонкостью и остроумием сопоставляют каждую казнь с
каждым из гонений, но не по пророческому Духу, а по
догадке человеческого ума, который иногда доходит до
истины, но нередко и обманывается.
В самом деле, что скажут думающие так о том гонении,
во время которого распят был сам Господь? В какое число
его включат? Или же они полагают, что это следует
исключить; потому что нужно-де считать те, которые
относятся к телу, а не то, которое было направлено против
самой Главы, когда была убита эта Глава? А что они
скажут о том гонении, которое после вознесения Христа
на небо производилось в Иерусалиме, когда блаженный
Стефан был побит камнями; когда Иаков, брат Иоанна,
был усечен мечом; когда апостол Петр был осужден на
казнь и заключен в темницу, откуда его освободил ангел;
когда братья бежали из Иерусалима; когда Савл, сделав­
шийся впоследствии апостолом Павлом, опустошал Цер­
ковь; когда и сам он, уже проповедуя ту самую веру,
которую гнал, претерпел то, что делал сам, и в Иудее, и
среди других народов, где с пламенною ревностью про­
поведал Христа? Почему же они думают, что следует
начинать с Нерона, когда ко времени Нерона Церковь
возросла среди жесточайших гонений, о которых говорить
подробно было бы слишком долго? Если же полагают,
что нужно принимать в расчет гонения, произведенные
царями, то ведь Ирод, который после вознесения Господа
на небо воздвиг самое жестокое гонение, был также царем.
Затем, что ответят они нам об Юлиане, которого также
не причисляют к десяти? Разве он не гнал Церковь, —
он, запретивший христианам учить и учиться свободным
наукам? При нем Валентиан старший, бывший после него
третьим императором, явился исповедником христианской
веры и лишен был за это военной должности. Умолчу о
том, что сделал бы он в Антиохии, если бы один вернейший
и мужественнейший юноша, который из числа многих,
схваченных для пыток, был первым в продолжении целого
дня подвергнут истязаниям, певший псалмы под орудиями
пыток и в страданиях, не привел его в ужас своею
изумительной твердостью и спокойствием и не возбудил
305