Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
в псалме том говорится далее: "Утешения Твои услаждают
душу мою". Да и сама эта скорбь, являющаяся в сердцах
людей благочестивых, стесняющихся нравами христиан
злых или ложных, приносит пользу скорбящим; потому
что источником ее служит любовь, в силу которой они
не хотят ни того, чтобы те сами погибли,» ни того, чтобы
мешали спасению других. Наконец, великим утешением
служит и их исправление, которое переполняет души
благочестивых людей столь же великой радостью, сколь
великими скорбями огорчала их погибель. Так в этом
веке, в эти злополучные дни, не только со времени
телесного присутствия Христа и Его апостолов, но с самого
Авеля, первого праведника, убитого нечестивым братом,
и до самого конца настоящего века Церковь распростра­
няется, совершая свое странствование среди гонений от
мира и утешений от Бога.
Глава LII
Поэтому я не считаю правильным говорить или верить,
как это казалось или кажется некоторым, будто Церковь
до времени антихриста не будет испытывать больше гоне­
ний, кроме того числа их, т. е. десяти, какие уже испы­
тывала, так что одиннадцатым и последним будет якобы
гонение от антихриста. Ибо первым гонением считают то,
которое было от Нерона, второе — от Домициана, тре­
тье — от Траяна, четвертое — от Антонина, пятое — от
Севера, шестое — от Максимина, седьмое — от Декия,
восьмое — от Валериана, девятое — от Аврелиана, деся­
тое — от Диоклетиана и Максимилиана. Так как египет­
ских казней, прежде чем народ Божий начал выходить из
Египта, было десять, то полагают, что их нужно разуметь
в том смысле, что последнее гонение антихриста будет
соответствовать одиннадцатой казни, когда египтяне, враж­
дебно гнавшиеся за евреями, погибли в Красном море,
между тем как народ Божий переходил через него посуху.
Но я не думаю, чтобы те события в Египте пророчески
прообразовывали гонения; хотя думающие так с кажущейся
304