Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/303"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
другое уравновешивается взаимно так, что именно из этого
града, а не откуда-либо еще, мы должны считать идущим
известный возглас псалма: "При умножении скорбей моих
в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою" (Пс.
XCIII, 19). Отсюда же и слова апостола: "Утешайтесь
надеждою; в скорби будьте терпеливы" (Рим. XII, 12).
Ибо и сказанное тем же учителем: "Да и все, желающие
жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (II
Тим. III, 12), может быть приложимо ко всяким време­
нам. Потому что хотя известное время, когда внешние
враги не свирепствуют, и кажется спокойным, и даже
таковым и является на самом деле и доставляет великое
утешение, особенно слабым; однако же и тогда есть, и
даже очень много внутри таких, которые своими развра­
щенными нравами терзают чувства людей, живущих бла­
гочестиво. Ибо через них хулится и христианское като­
лическое имя. А чем оно дороже для желающих благо­
честиво жить во Христе, тем более скорбят они о том,
что по вине дурных домашних оно не настолько возлюб­
лено, насколько того желают души благочестивых. Да и
сами еретики, так как представляются имеющими имя,
таинства Писания и исповедание христианские, причиняют
великую скорбь сердцам благочестивых; потому что, с
одной стороны, многие желающие быть христианами де­
лаются по необходимости нерешительными ввиду их раз­
номыслии, а с другой — многие злоречивые находят в
них основание хулить христианское имя; ибо и они
называются христианами.
При существовании этих и им подобных развращенных
нравов и заблуждений, желающие жить благочестиво во
Христе терпят гонения, хотя тела их и не подвергаются
нападениям и мучениям. Гонения эти они претерпевают
не на теле, а в сердце. Поэтому сказано: "При умножении
скорбей моих в сердце моем", а не "в теле моем". Но с
другой стороны, поелику обетования Божий мыслятся
непреложными, и поелику апостол говорит: "Познал Гос­
подь Своих; ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил
(быть) подобными образу Сына Своего" (II Тим. II, 19;
Рим. VIII, 29); и никто из них не может погибнуть: то
303