Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ни, которое старались с ожесточением стереть с лица
земли, и начали преследовать ложных богов, из-за которых
прежде преследовались почитатели истинного Бога.
Глава LI
Но диавол, видя, что храмы демонов пустеют и чело­
веческий род льнет к имени Освободителя и Посредника,
воздвиг еретиков, которые, прикрываясь именем христиан,
противодействуют христианскому учению; как будто бы в
граде Божием их могут терпеть спокойно, не принимая
против них никаких мер, подобно тому, как град смешения
терпит у себя философов, проповедующих различные и
противоположные мнения! И вот те, которые в Церкви
Христовой мыслят что-нибудь вредное и превратное, когда
принятым к направлению их на здравый и правильный
образ мыслей мерам упорно сопротивляются и не хотят
исправить своих зловредных и пагубных учений, делаются
еретиками и, выходя из Церкви, пополняют ряды дающих
ей занятие врагов.
Таким образом, своим злом они приносят истинным
членам Церкви Христовой даже пользу, потому что Бог
и зло употребляет во благо и любящим Бога все содействует
ко благу (Рим. VIII, 28). Ибо все враги Церкви, каким
бы заблуждением и какою бы злобою они ни были
ослеплены и развращены, если получают власть вредить
ей телесно, упражняют ее терпение, а если являются ей
противниками только по своему образу мыслей, упражняют
ее мудрость; а так как и враги должны быть любимы, то
дают упражнение и ее благорасположению, или даже
благотворительности, действуют ли в отношении к ним
убеждающим словом учения, или грозою дисциплины.
Поэтому диавол, князь нечестивого града, выдвигая свои
орудия против странствующего в настоящем мире града
Божия, не в силах ничем ему повредить. Божественный
промысел посылает этому граду и благоденствие в утеше­
ние, чтобы несчастья не сокрушили его, и несчастья в
упражнение, чтобы благоденствие не испортило его; то и
302