Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XLIX
Итак, в этом злобном веке, в эти несчастные дни,
когда Церковь достигает будущего величия путем настоя­
щего уничижения и воспитывается побуждениями страхов,
муками скорбей, тягостью подвигов, опасностью искуше­
ний, находя радость только в надежде, 'если радуется
правильно, — к добрым примешиваются многие отвер­
женные: те и другие соединяются как бы в евангельском
неводе (Мф. XIII, 47) и плавают в настоящем мире, как
в море, безразлично захваченные этими сетями, пока не
достигнут берега, где злые отделятся от добрых, и в добрых,
как в Своем храме, "будет Бог все во всем" (I Кор. XV,
28). Поэтому мы признаем исполнившимся ныне Его
слово, которое изрек Он в псалмах: "О чудесах и помыш­
лениях Твоих о нас... хотел бы я проповедывать и говорить:
но они превышают число" (Пс. XXXIX, 6). Это и проис­
ходит с того времени, как сначала устами Своего предтечи,
Иоанна, а потом и собственными Он возвестил, говоря:
"Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф.
III, 2; IV, 17).
Он избрал в ученики, которых назвал апостолами (Лук.
VI, 13), людей низкорожденных, незнатных, неученых,
чтобы все, что только было в них и делалось ими великого,
всем тем был и все это делал в них Он сам. В числе их
Он имел одного, пользуясь злобой которого добрым образом
и планы относительно Своих страданий исполнил, и Церкви
Своей дал пример терпимости в отношении к злым. Посеяв
семя святого Евангелия, насколько должен был сделать
это Своим телесным присутствием, Он пострадал, умер,
воскрес, показав страданием, что должны мы переносить
за истину, а воскресением — на что должны мы надеяться
в вечности, став причастными возвышенного таинства
пролитой крови Его в отпущение грехов. Он сорок дней
беседовал на земле со Своими учениками, на их глазах
вознесся на небо и через десять дней послал обещанного
Святого Духа. Когда Дух Святый сходил на верующих,
совершилось величайшее и весьма уместное знамение:
каждый из них начал говорить языками всех народов,
300