Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/298"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
его праведности включили в канон, заключаем, что он
жил на три поколения позже Израиля. Я не сомневаюсь,
что так было устроено божественным промыслом с той
целью, чтобы мы знали, что и среди других народов могли
быть люди, которые жили по Богу и угодили Ему, принад­
лежа к небесному Иерусалиму. А быть таким мог, как
следует думать, лишь тот, кому от Бога открыт был единый
Ходатай Бога и человеков Человек Христос Иисус, о
будущем пришествии Которого во плоти древним святым
предсказывалось так же, как возвещено нам о совер­
шившемся, чтобы одна и та же вера вела через Него всех
предопределенных к Богу в град Божий, в дом Божий, в
храм Божий. Но всякие пророчества о благодати Божией
через Христа Иисуса, изреченные другими, могут считаться
вымышленными христианами. Поэтому, чтобы убедить ко­
го-либо из чужих, если бы они стали рассуждать об этом
предмете, и сделать их нашими, буде они окажутся здра­
вомыслящими, самое верное средство — это приводить
те божественные пророчества о Христе, которые содержатся
в кодексах иудеев, с удалением которых из их отечества
и рассеяньем по всему миру ради свидетельства об этом
возросла повсюду Церковь Христова.
Глава XLVIII
Этот дом Божий гораздо славнее, чем тот, первый,
который был построен из дерева, камня и других драго­
ценных материалов и металлов. Таким образом, пророчество
Аггея исполнилось не в восстановлении того храма. Ибо
со времени своего возобновления храм тот никогда не
имел такой славы, какую имел он во времена Соломона;
напротив того, как оказывается, слава того храма, сперва
вследствие прекращения пророчеств, а затем и вследствие
великих бедствий самого народа, умалилась до оконча­
тельного его разрушения, что сделано было римлянами,
как показывает это сказанное нами выше. Между тем
этот, принадлежащий Новому завету дом Божий настолько
во всех отношениях славнее, насколько лучше те живые
298