Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Писания свидетельством, что пророчество о Христе — это
не наша выдумка. Весьма многие из них, вникая в смысл
этих пророчеств, и прежде страдания, а особенно после
воскресения Христа уверовали в Него; это те, о которых
предсказано: "Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было
столько, сколько песку морского, только остаток его обра­
тится" (Ис. X, 22). Но прочие остаются ослепленными; о
них предсказано: "Да будет трапеза их сетью им, и мирное
пиршество их — западнею. Да помрачатся глаза их, чтоб
им не видеть, и чресла их расслабь навсегда" (Пс. LXVIII,
23, 24).
Таким образом, в то время, как нашим писаниям иудеи
не верят, на них исполняются их собственные, которые
они читают слепыми глазами. Или, быть может, кто-нибудь
скажет, что христиане выдумали те пророчества о Христе,
которые выдаются от имени сивиллы или кого-нибудь
другого, если есть действительно пророчества, не принад­
лежащие народу Израильскому? Но для нас достаточно и
тех, какие содержатся в кодексах наших противников. Мы
убеждены, что они и рассеяны среди всех народов, где
только Христова Церковь распространяется, ради свиде­
тельства об этих пророчествах, — свидетельства, которое
они дают нам вопреки своей воле, имея и сохраняя те
же самые кодексы. Ибо в псалмах, которые и они сами
читают, предпослано относительно этого пророчество в
словах: "Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог
даст мне смотреть на врагов моих. Не умерщвляй их,
чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею"
(Пс. LVIII, 11, 12). Таким образом, Бог явил Церкви на
врагах ее иудеях благодать Своего милосердия, потому что,
как говорит апостол, их падение есть спасение язычников
(Рим. XI, 11). И Он их не убивает, т. е . не теряет в них
того, что они суть иудеи, хотя и побеждены и угнетены
римлянами, с той именно целью, чтобы, не забывая закона
Божия, они были свидетельством о том, о чем говорим
мы. Поэтому мало было сказать: "Не умерщвляй их"; но
еще и прибавлено: "Расточи их", ибо если бы иудеи с
этим свидетельством Писаний оставались только в своей
земле, а не были рассеяны повсюду, Церковь, которая
296