Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
тос. Ибо наступила уже полнота времен, определенная
пророческим Духом через патриарха Иакова: "Не отойдет
скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не
приидет Примиритель, и Ему покорность народов" (Быт.
XLIX, 10).
Итак, иудеи не переставали иметь князей из иудеев до
Ирода, в лице которого они получили себе первого чу­
жеземного царя. Но наступило уже время прийти Тому,
Кому было отложено данное Новому завету обетование,
что Он будет чаянием народов. Чаять же Его грядущего,
как чают ныне, что Он придет для совершения суда в
блеске славы, народы не могли бы, если бы прежде не
уверовали в Него, пришедшего для принятия суда в
уничижении терпения.
Глава XLVI
Итак, когда в Иудее царствовал Ирод, а у римлян, с
изменением государственного строя, императором был Ав­
густ Цезарь, с которым в мире настали времена спо­
койствия, согласно предшествовавшему пророчеству (Мих.
V, 2), в Вифлееме Иудейском родился Христос, как человек
видимый — от человека Девы, а как Бог сокровенный

от Бога Отца. Ибо пророк предсказывал: "Се, Дева во
чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему:
Еммануил, что значит: с нами Бог" (Ис. VII, 14; Мф. I,
23; Лук. I, 31). В доказательство Своей божественности
Он совершил много чудес; о некоторых из них, насколько
это представлялось достаточным для проповедания о Нем,
повествует Евангельское писание. Первое из них то, что
Он таким чудесным образом родился, а последнее — что
со Своим воскресшим из мертвых телом вознесся на небо.
Иудеи же, которые Его убили и не захотели в Него
уверовать, потому что Ему надлежало умереть и воскреснуть,
разгромленные самым бедственным образом Римом, с
корнем вырванные из своего царства, где над ними уже
господствовали чужеземцы, и рассеянные по всему лицу
земли (ибо они есть везде), служат для нас через свои
295