Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
хотя и жили до некоторой степени благополучно, Арис­
тову^ первый надев диадему, сделался у них царем и
первосвященником. Ибо до него, со времени возвращения
из Вавилонского плена и восстановления храма, у них
были не цари, а вожди или князья. Впрочем, и царь
может быть назван и князем от первенства власти, и
вождем, поскольку он предводительствует войском; но не
всякие князья и вожди могут быть названы в то же время
и царями, каким был тот Аристовул. Преемником его был
Александр, тоже царь и первосвященник, который, говорят,
управлял своими подданными весьма жестоко. После него
у иудеев царствовала его жена Александра, со времени
которой последовали для иудеев одно за другим еще более
тяжкие бедствия. Ибо сыновья ее, Аристовул и Гиркан,
ведя между собою борьбу за власть, призвали в Израиль
римские силы; точнее, Гиркан попросил у них помощи
против своего брата.
Рим покорил уже тогда Африку и Грецию и, широко
распространяя свою власть по другим частям света, но
как бы не будучи в силах поддерживать сам себя, так
сказать, изнемогал от собственного своего величия. Он
дошел до сильных внутренних мятежей, затем до союз­
нических, а вскоре и гражданских войн, и до такой степени
обессилил и истощил себя, что перед ним предстала
необходимость изменить государственный строй, чтобы
стать под управление царей. Итак, знаменитейший прави­
тель римского народа Помпеи, вступив с войском в Иудею,
взял город, отворил храм (но не с молитвенной набож­
ностью, а по праву победителя, и вошел в него не как
благочестивый почитатель, а как поругатель святыни) и
проник во святая святых, куда входить не дозволялось
никому, кроме первосвященника; затем, утвердив Гиркана
в первосвященническом сане и поставив над побежден­
ным народом надзирателем или, как тогда называли,
прокуратором, Антипатра, увел с собою Аристовула в
оковах. С того времени иудеи стали данниками Рима.
Затем Кассий ограбил и сам храм. Наконец, несколько
лет спустя, иудеи подверглись наказанию иметь царем чу­
жестранца Ирода, в царствование которого родился Хрис-
294