Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
т. е. о которых сам Иисус говорит в Евангелии: "Много
званных, а мало избранных" (Мф. XXII, 14). Из таких
избранных от язычников, как из живых камней, Новым
заветом созидается дом Божий гораздо славнейший, чем
каким был тот храм, построенный Соломоном и возоб­
новленный после плена. Поэтому-то с того времени народ
Иудейский и пророков не имел, и подвергся многим
бедствиям со стороны чужеземных царей и даже со стороны
самих римлян, чтобы не думал, что пророчество Аггея
исполнилось этим возобновлением храма.
Ибо спустя немного времени он был покорен прибыв­
шим туда Александром; хотя при этом не произведено
было никакого опустошения, так как они не осмелились
ему сопротивляться и потому, покорившись безо всякой
борьбы, снискали его благосклонность: все же слава этого
храма была уже не такой, какой она была во времена
свободной власти их царей. Правда, Александр принес
жертвы в храме Божием, но не потому, что обратился к
почитанию Бога с истинным благочестием, а потому, что
с нечестивой суетностью полагал, что Его следует почитать
вместе с ложными богами. Затем Птолемей, сын Лага,
как мною уже было упомянуто выше, после смерти Алек­
сандра вывел из Иудеи в Египет пленников, которых
весьма благосклонно отпустил оттуда его преемник Пто­
лемей Филадельф; благодаря последнему мы и имеем
Писания Семидесяти переводчиков. Потом Иудея потря­
салась войнами, описанными в Маккавейских книгах. После
того она досталась царю Александрийскому Птолемею,
называемому Епифаном; затем Антиохом, царем Сирий­
ским, посредством многих и жестоких притеснений иудеи
принуждены были к почитанию идолов, а их храм был
осквернен святотатственными суевериями язычников. Впро­
чем, вождь их, доблестный Иуда, называемый также Мак­
кавеем, после изгнания полководцев Антиоха очистил храм
от всякой идолопоклоннической скверны.
Несколько позже первосвященником в результате интриг
стал некто Алким, не происходивший из священнического
рода, что было незаконно. Затем, спустя почти пятьдесят
лет, в продолжение которых иудеи не пользовались миром,
293