Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/287"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
одинаково властвует по причине их великого и разнооб­
разного нечестия.
Но то племя, тот народ, тот град, то государство, те
израильтяне, которым было вверено слово Божие, никогда
с»таким произволом не смешивали псевдопророков с
истинными пророками; но признавали и принимали друг
с другом согласных истинных авторов священных Писа­
ний. Они были для них и философами, т. е. любителями
мудрости, и мудрецами, и богословами, и пророками, и
учителями добродетели и благочестия. Кто мыслил и жил
согласно с ними, мыслил и жил не по человеку, а по
Богу, Который говорил через них. Если у них запрещено
святотатство, его запретил Бог. Если было сказано: "По­
читай отца твоего и мать твою", то это заповедал Бог.
Если сказано: "Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради"
(Исх. XX, 12 — 15), и прочее в том же роде, то изречено
это было не человеческими, а божественными устами. Все,
что некоторые философы среди лжи, которую они выска­
зывали, могли усмотреть истинного и в чем старались
убеждщъ путем трудных рассуждений, как, например, что
настоящий мир сотворен Богом и управляется Его про­
мыслом, равно о честности добродетелей, о любви к
отечеству, о верности дружбы, о добрых делах и вообще
обо всем, относящемся к добрым нравам, хотя они и не
знали, к какой цели и каким образом все это должно
направляться, — все это в том граде было заповедано
народу пророческими, т. е. божественными, хотя и через
людей, устами, а не втолковано путем словопрений, чтобы
всякий, кто получал о тех предметах познание, страшился
презирать не человеческий разум, а слово Божие.
Глава XLII
Эти священные книги пожелал знать и иметь один из
египетских царей Птолемеев. После удивительного, но
кратковременного правления Александра Македонского (на­
зываемого также Великим), во время которого он отчасти
силой, т. е . войском, а отчасти и страхом покорил всю
ЮЗак. 3601
287