Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/283"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
познакомились с грамотой, т. е . раньше, чем явилась к
ним Исида и научила их письменам. Самая их достопа­
мятная наука, называемая мудростью, чем иным она была,
как не по преимуществу астрономией, которая, как и
* всякая другая наука подобного рода, обыкновенно имеет
значение скорее для упражнения способностей, чем для
просвещения ума истинной мудростью? А что касается
философии, которая якобы учит чему-то такому, от чего
люди делаются блаженными, то этого рода занятия проц­
ветали в тех странах во времена Меркурия, прозванного
Трисмегистом, т. е. хотя гораздо раньше греческих муд­
рецов или философов, однако позже Авраама, Исаака,
Иакова и Иосифа, даже позже Моисея. Ибо оказывается,
что в то время, когда родился Моисей, жил только
известный великий астролог Атлас, брат Прометея, дед по
матери Меркурия старшего, внуком которого был выше­
упомянутый Меркурий Трисмегист.
Глава XL
Итак, напрасно некоторые стараются дать ход нелепей­
шему мнению, будто с того времени, как египтяне владеют
знанием звездочетства, насчитывается более ста тысяч лет.
В каких это книгах записано такое число египтянами,
которые научились письменам под руководством Исиды
от силы две тысячи лет назад? Ведь Варрон, который
сообщает об этом, не последний авторитет в истории,
притом это не противоречит и истине божественных Писа­
ний. Ведь если от первого человека, называемого Адамом,
не прошло еще и шести тысяч лет, то не заслуживают
ли скорее насмешки, чем опровержения, те, которые
относительно летоисчисления стараются убедить в таких
своеобразных и столь противоречащих дознанной истине
вещах? Ибо какому рассказчику о прошедшем нам надле­
жит верить, как не тому, который предсказал и будущее,
исполнившееся уже на наших глазах? Да и само указанное
нами разногласие между историками служит для нас побуж­
дением верить скорее тому из них, который не противоречит
283