Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/282"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
первый относился к расширению познания, а второй —
к авторитету религии. Под покровом этого авторитета
сохраняется и канон до такой степени, что если какие-
нибудь писания выдаются даже за писания древних про­
роков, но в канон не внесены, они не имеют значения
даже для расширения знания; потому что неизвестно,
принадлежат ли они тем, за чьи выдаются. Они не
считаются заслуживающими доверия, и в особенности те
из них, в которых читается что-нибудь противное учению
канонических книг; так как это служит очевидным дока­
зательством, что книги эти не принадлежат тем пророкам.
Глава XXXIX
Итак, не следует думать, будто бы, как полагают
некоторые, посредством того, кто назывался Евером, откуда
происходит имя евреев, сохранился и перешел к Аврааму
только еврейский язык, а письменность-де еврейская по­
лучила начало со времени закона, данного Моисеем; вер­
нее же, через указанное преемство патриархов упомянутый
язык сохранился вместе со своей письменностью. Затем
Моисей поставил в народе Божием людей, которые обяза­
ны были заведовать обучением грамотности, когда еще не
были знакомы ни с одною буквой божественного закона
(Исх. XVIII, 21 — 25). Писание называет их ураццатое-
iaaycoyei£, т. е . по-латыни — вводителями письмен или в
письмена: так как они некоторым образом вводят письмена
в сердца учащихся, или лучше — вводят в письмена тех,
кого обучают.
Итак, пусть ни один народ по какому-нибудь зазнайству
не хвалится древностью своей мудрости по сравнению с
нашими патриархами и пророками, которым присуща была
мудрость божественная; ибо оказывается, что и Египет,
который обыкновенно ложно и напрасно величается древ­
ностью своих наук, по времени не превосходит никакой
своею мудростью мудрость наших патриархов. Ведь никто
не осмелится утверждать, что египтяне были весьма све­
дущи в заслуживающих удивления науках раньше, чем
282