Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/280"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
древностью наших пророков. Ибо о Фалесе, после которого
жили остальные, известно, что он стал знаменитым во
время царствования Ромула, т. е. тогда, когда из израиль­
ских источников образовалась уже целая река пророчеств
в тех Писаниях, которые растеклись ныне по всему миру.
Таким образом, только теологи-поэты: Орфей, Лин, Мусей
и другие, если такие у греков были, — только они одни
представляются жившими по времени раньше тех пророков,
Писания которых пользуются у нас авторитетом. Но и
они не превосходят по времени нашего истинного теолога
Моисея, который справедливо проповедал о едином истин­
ном Боге и Писания которого в священном каноне зани­
мают в настоящее время первое место. Поэтому, что
касается греков, отдававших предпочтение преимуществен­
но литературным произведениям светского содержания, то
у них нет ничего, что могло бы доказать большую древность
их мудрости, не говорю уже — большую глубину, по
сравнению с нашей религией, в которой заключается
истинная мудрость.
Нужно, впрочем, признаться, что если не в Греции,
то у варварских народов, а именно в Египте, действительно
существовала еще до Моисея некоторая доктрина, назы­
вавшаяся их мудростью; иначе не было бы в священных
книгах написано, что Моисей научен был всей мудрости
египтян (Деян. VII, 22) в то, конечно, время, когда он
там родился и дочерью фараона был усыновлен, вскормлен
и воспитан как человек знатный. Но и мудрость египтян
не могла превосходить древностью мудрость наших про­
роков: ибо пророком был и Авраам (Быт. XX, 7). Какая
же мудрость могла быть у египтян прежде, чем их поз­
накомила с письменами Исида, которую они, когда она
умерла, сочли нужным почитать как великую богиню? А
Исида была, по преданию, дочерью Инаха, который первым
начал царствовать у аргосцев, когда явились на свет уже
внуки Авраама.