Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
о возникшем между некоторыми юношами споре о том,
что в мире всего сильнее: один говорил, что сильнее всего
цари, другой — вино, а третий — женщины, весьма часто
повелевавшие и царями; но потом этот же самый третий
* доказал, что истина побеждает все. Из Евангелия мы
знаем, что истина есть Христос. С этого времени иудеи,
по восстановлении храма, имели не царей, а князей вплоть
до самого Аристовула. Хронология этих князей находится
не в тех священных Писаниях, которые называются кано­
ническими, а в других. К числу последних принадлежат
и книги Маккавейские, которые признаются каноничес­
кими не иудеями, а Церковью, ради тяжких и удивитель­
ных страданий некоторых мучеников, которые еще до
пришествия Христова во плоти боролись за закон Божий
до смерти и претерпели тягчайшие и ужасные бедствия.
Глава XXXVII
Итак, во время наших пророков, Писания которых
сделались в последнее время известными почти всем на­
родам, еще не существовало философов языческих. И само
это имя, которым они называются, получило начало от
Пифагора Самосского, ставшего знаменитым и известным
в то время, когда окончился плен иудеев. Следовательно,
остальные философы жили гораздо позже пророков. Так,
сам Сократ Афинский, — этот учитель всех наиболее
тогда прославившихся философов, занимающий в той части
философии, которая называется нравственной или практи­
ческой, первое место, — в хрониках встречается после
Ездры. Немного позже родился и Платон, далеко превос­
ходивший всех прочих учеников Сократа. Если мы при­
соединим к ним даже и старейших по времени, которые
еще не назывались именем философов, т. е . семерых
мудрецов и тех физиков, которые были последователями
Фалеса и подражали ему в исследовании природы: Анакси-
мандра, Анаксимена и Анаксагора, а также некоторых
других, живших прежде, чем Пифагор впервые стал на­
зывать себя философом; то и эти не превосходят своей
279