Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
"Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь.
Вы скажете: "что мы говорим против Тебя?" Вы говорите:
"тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали
постановления Его и ходили в печальной одежде пред
лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных
счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония,
и хотя искушают Бога, но остаются целы". Но боящиеся
Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это,
и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся
Господа и чтущих имя Его" (Мал. III, 13 — 16). Под
этою книгой разумеется Новый завет. Послушаем, что
следует далее: "И они будут Моими, говорит Господь
Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я
соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына
своего, служащего ему. И тогда снова увидете различие
между праведником и нечестивым, между служащим Богу
и неслужащим Ему. Ибо вот, придет день, пылающий как
печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут
как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь
Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.
А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет
Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете
и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать
нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших
в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф"
(Мал. III, 17 — 18; IV, 1 — 3). Это — так называемый
день суда. О нем, если Бог благоволит, мы скажем в
своем месте подробнее.
Глава XXXVI
После этих трех пророков, Аггея, Захарии и Малахии,
во времена освобождения народа из рабства Вавилонского
писал и Ездра. Он считается скорее историческим писа­
телем, чем пророком; так же точно, как и книга, называемая
Есфирь, повествующая во славу Божию о событии, совер­
шившемся незадолго перед этими временами. Можно,
пожалуй, признать пророчеством о Христе рассказ Ездры
278