Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
уст его, потому что он вестник Господа Саваофа"* (Мал.
И,5 —7).
Не следует удивляться, что Иисус Христос назван ан­
гелом всемогущего Бога. Как по причине образа раба, в
котором Христос явился к людям, Он — раб, так ангел
Он ради Евангелия, которое возвестил людям. Если эти
два слова перевести с греческого, то и Евангелие значит
благая весть, и ангел — вестник. О Нем же пророк
говорит и еще: "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он
приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм
Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Кото­
рого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.
И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда
Он явится?" (Мал. III, 1, 2). В этом месте пророк
предвозвестил и первое и второе пришествия Христа, —
первое в словах: "И внезапно придет в храм Свой", т. е .
в плоть свою, о которой Христос сказал в Евангелии:
"Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его" (Иоан.
II, 19); второе — когда говорит: "Вот, Он идет, говорит
Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его,
и кто устоит, когда Он явится?"; этим пророк дал понять,
что и иудеи, согласно с Писаниями, которые читают, ищут
и желают Христа. Но многие из них, ослепленные в своем
сердце прежними своими заслугами, не познали, что Тот,
Кого они искали и желали, пришел. А под заветом, о
котором пророк упоминает выше и здесь, когда называет
(Христа) Ангелом завета, мы должны разуметь, конечно
же, завет Новый, в котором содержатся вечные обетования,
а не Ветхий, заключающий обетования временные.
Придавая большое значение этим последним обето-
ваниям и служа истинному Богу в надежде на награду
такими временными предметами, весьма многие слабые
люди смущаются, когда видят, что ими в избытке владеют
нечестивые. Поэтому, чтобы показать различие между веч­
ным блаженством Нового завета, которое даруется только
добродетельным, от временного благополучия Ветхого, ко­
торое весьма часто достается и злым, пророк говорит:
* У Августина: "Потому что он Ангел Господа Вседержителя".
277