Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/276"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Евангелии; там же приводится и само это пророчество в
той его части, в какой представлялось в том месте дос­
таточным (Мф. XXI). В другом месте, обращая в проро­
ческом духе свою речь ко Христу о прощении грехов Его
кровью, он говорит: "А что до тебя, ради крови завета
твоего Я освобожу узников твоих изо рва* в котором нет
воды" (Зах. IX, 11). По-разному можно понимать, даже с
точки зрения правой веры, что пророк хотел дать понять
под этим рвом. По моему мнению, лучше всего понимать
под ним в своем роде сухую и бесплодную глубину
человеческой бедности, где нет источников правды, но
много грязи неправды. Об этом говорится и в псалме:
"Извлек меня из страшного рва, из тинистого болота"
(Пс. XXXIX, 3).
Малахия, пророчествуя о Церкви, которую мы видим
распространенною через Христа, говорит от лица Божия,
обращаясь очевиднейшим образом к иудеям: "Нет Моего
благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и прино­
шение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока
солнца до запада велико будет имя Мое между народами,
и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему,
чистую жертву; велико будет имя Мое между народами,
говорит Господь Саваоф" (Мал. I, 10, 11). Когда мы
видим, что это жертвоприношение совершается уже свя­
щенством Христовым по чину Мелхиседекову на всяком
месте от востока солнца до запада, а жертвоприношения
иудеев, которым сказано: "Нет Моего благоволения к вам,
говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших
неблагоугодно Мне", прекратились, чего они сами не могут
отрицать, то почему же они ждут еще доселе другого
Христа, когда то, о чем читают в пророчестве и что видят
уже исполнившимся, могло исполниться только через Хрис­
та? Ибо несколько ниже пророк о Нем говорит от лица
Бога: "Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я
дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел
пред именем Моим. Закон истины был в устах его, и
неправды не обреталось на языке его; и в мире и правде
он ходил со Мною и многих отвратил от греха. Ибо уста
священника должны хранить ведение, и закона ищут из
276