Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/275"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
это" (Дан. XXXIV, 23, 24). И в другом месте: "Один Царь
будет царем у всех их, и не будут более двумя народами,
и уже не будут вперед разделяться на два царства. И не
будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостя-
* ми своими, и всякими пороками своими, и освобожу их
из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу
их, — и они будут Моим народом, и Я буду их Богом.
А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем
всех их" (Дан. XXXVII, 22 — 24).
Глава XXXV
Остаются три малых пророка, пророчествовавшие в
конце плена, Аггей, Захария и Малахия. Из них Аггей
пророчествовал с большею ясностью о Христе и о Церкви
в следующих кратких словах: "Так говорит Господь Саваоф:
еще раз, — и это будет скоро, — Я потрясу небо и
землю, море и сушу, и потрясу все народы, — и придет
Желаемый всеми народами" (Агг. II, 6, 7). Это пророчество
мы видим отчасти уже исполнившимся, а отчасти надеемся,
что оно должно исполниться в конце. Так, свидетельством
ангелов и звезд, бывшим при воплощении Христа, Бог
потряс небо. Он потряс землю величайшим чудом рождения
Его от Девы. Потряс небо и сушу проповедью о Христе
и по островам, и по всей земле. Таким образом, мы
видели, как подвигнулись все народы к вере. А что
говорится далее: "Придет Желаемый всеми народами", —
то ожидается еще относительно второго Его пришествия.
В самом деле, чтобы быть желанным для ожидающих,
Ему надлежало быть прежде возлюбленным для верующих.
Захария о Христе и Церкви говорит: "Ликуй от радости,
дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь
твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий,
сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной...
Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от
моря до моря и от реки до концов земли" (Зах. IX, 9,
10). О том, как случилось, что Христос воспользовался в
пути вьючным животным этой породы, мы читаем в
275