Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/273"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
пойман в ямы их" (Плач. IV, 20), указывая в этих кратких
словах, что Христос — Господь наш, и что Он пострадал
за грехи наши. И в другом месте он также говорит: "Сей
Бог наш... явится на земле и будет жить с человеками"
(Барух. III, 36 — 38). Некоторые это свидетельство при­
писывают не Иеремии, а его писцу, который назывался
Барухом; но более распространенное мнение считает его
Иеремииным.
О Христе говорит пророк еще и в следующих словах:
"Вот, наступают дни, говорит Господь, — и восставлю
Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет
поступать мудро, и будет производить суд и правду на
земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить
безопасно; и вот — имя Его, которым будут называть
Его: "Господь — оправдание наше!" (Иер. XXIII, 5, 6).
О призвании же язычников, которое должно было после­
довать и которое мы видим ныне исполнившимся, он
говорит так: "К Тебе придут народы от краев земли и
скажут: только ложь наследовали наши отцы, пустоту и
то, в чем никакой нет пользы" (Иер. XVI, 19). А что его
не познают иудеи, которым надлежало убить Его, это
пророк дает понять таким образом: "Лукаво сердце чело­
веческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?"
(Иер. XVII, 9). Иеремии же принадлежит и известное
пророчество о Новом завете, Ходатай которого есть Хрис­
тос, изложенное мною в семнадцатой книге. Ибо это —
слова Иеремии: "Вот наступают дни, говорит Господь,
когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый
завет" (Иер. XXXI, 31), и проч., что там написано.
Что касается пророка Софонии, пророчествовавшего с
Иеремией, я приведу здесь следующие его предсказания
о Христе: "Итак ждите Меня, говорит Господь, когда Я
восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать
народы, созвать царства" (Соф. VIII, 8). И еще: "Страшен
будет для них Господь; ибо истребит всех богов земли, и
Ему поклонятся — каждый со своего места — все острова
народов" (Соф. II, II). И несколько ниже: "Тогда опять
Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя
Господа и служили Ему единодушно. Из заречных стран
273