Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/272"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
которые, по пророческому обычаю, представляет под видом
земного плодородия. Итак, поскольку народ этот заслужил
гнев Божий, ибо не зная правды Божией, захотел установить
свою, то далее (пророк) говорит: "И тогда я буду радоваться
о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь
Бог — сила моя: Он сделает ноги мои к^к у оленя и на
высоты мои возведет меня!"*, т. е . в той песне, о которой
нечто подобное говорится в псалме: "И поставил на камне
ноги мои, и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои
новую песнь — хвалу Богу нашему" (Пс. XXXIX, 3, 4).
Итак, тот побеждает в песне Господа, кто поет хвалу Ему,
а не самому себе, соответственно выражению: "Хвалящийся
хвались Господом" (I Кор. I, 31). Но, на мой взгляд, не­
которые кодексы, в коих стоит: "Буду веселиться о Боге
Иисусе моем", излагают это место лучше, чем те, которые,
желая это место перевести по-латыни, не поставили самого
имени, сам звук которого нам любезен и приятен.
Глава XXXIII
Пророк Иеремия принадлежит к числу больших про­
роков, как и Исайя, а не малых, как прочие, из писаний
которых я уже нечто привел. Он пророчествовал, когда в
Иерусалиме царствовал Осия, а у римлян Анк Марций,
и когда приближалось уже время Иудейского плена. Про­
должал он пророчествование до пятого месяца плена, как
мы это видим из его писаний. Рядом с ним мы ставим
Софонию, одного из малых. Ибо последний сам говорит,
что пророчествовал во дни Осии (Соф. I, 1), хотя и не
указывает, до какого времени. Таким образом, Иеремия
пророчествовал во времена не только Анка Марция, но
и Тарквиния Древнего, который был пятым царем у
римлян. Ибо последний уже начал царствовать, когда
случился этот плен. Итак, пророчествуя о Христе, Иеремия
говорит: "Дыхание жизни нашей, помазанник Господень
* У Августина: "И на высоты мои возведет меня, и одержу
победу в песне Его".
272