Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
вествующих о Тебе, Ты разливаешь потоки учения? Что
значит: "Бездна дала голос свой"? Не глубина ли чело­
веческого сердца выявила то, что ему представляется?
"Солнце и луна остановились на месте своем"; т. е.
Христос вознесся на небо, а Церковь учреждена под
управлением Царя своего. "Пред светом летающих стрел
Твоих, пред сиянием сверкающих кольев Твоих"; т. е .
слова Его понесутся не скрытыми, а явными, ибо Он
сказал ученикам своим: "Что говорю вам в темноте,
говорите при свете" (Мф. X, 27). "Во гневе шествуешь
Ты по земле и в негодовании попираешь народы"; т. е.
смиришь людей угрозою, а тех, которые превозносятся,
сокрушишь наказаниями. "Ты выступаешь для спасения
народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты со­
крушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от осно­
вания до верха". Тут ничего не требует особого объясне­
ния. "Ты с конями Твоими проложил путь по морю, чрез
пучину великих вод"; здесь имеются в виду многие наро­
ды. Ибо одни не обратились бы из страха, другие не пре­
следовались бы с яростью, если бы не были приведены
в смятение все. "Я услышал — и вострепетала внутренность
моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла
в кости мои, и колеблется место подо мною". Он обратил
внимание на то, о чем говорил, и сам устрашился своей
речи, которая изливалась у него пророчески и в которой
он созерцал будущее. Ибо при смущении многих народов
он видел непрерывные скорби Церкви, сознавал себя ее
членом и потому говорил как принадлежащий к числу
терпеливых в скорби, постоянных в молитве (Рим. XII,
12). "А я, — говорит он, — должен быть спокоен в день
бедствия, когда придет на народ мой грабитель его"; т.е.
он решительно удаляется от злобного народа, родственного
ему по плоти, — народа, который не странствует на сей
земле, взыскуя горнего отечества.
"Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода
на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не
дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого
скота в стойлах". Пророку ясно видно, что народ, кото­
рый убьет Христа, потеряет изобилие духовных богатств,
271