Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/27"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Далее, хотя злая воля не есть воля, соответствующая
природе, но — противоречащая природе, потому что она
есть порок, однако, она — той же природы, что и порок,
который мог быть только в природе; но — в природе
той, которую Творец сотворил из ничего, а не в той,
которую родил из Себя самого, как родил Слово, Которым
создано все. Ибо, хотя Бог образовал человека из праха
земного, но сама земля и всякая земная материя получили
бытие из ничего; и из ничего же созданную душу дал
Бог телу, когда был создан человек. Поэтому-то добро
превосходит зло до такой степени, что, хотя зло и допус­
кается для доказательства, что предусмотрительнейшая пра­
вда Божия может пользоваться и самим злом для добра;
однако, добро может существовать и без зла, как существует
сам Бог, истинный и высочайший, как существует над
этим мрачным воздухом всякая видимая и невидимая
небесная тварь; но зло без добра существовать не может,
потому что природы, в которых оно существует, насколько
они — природы, суть природы добрые. И истребляется
зло не через уничтожение какой-либо привходящей при­
роды или известной ее части, а через оздоровление и
исправление природы испорченной и извращенной. Итак,
произвол воли тогда поистине свободен, когда не служит
порокам и грехам. Таким он был дан от Бога, и, потерянный
вследствие от него же зависевшего повреждения, может
быть восстановлен только Тем, Кем мог быть дан. Поэтому
Истина говорит: "Если Сын освободит вас, то истинно
свободны будете" (Иоан. VIII, 36). Это то же, как если
бы Он сказал: "Если Сын исцелит вас, то истинно здоровы
будете". Он Освободитель от того, от чего и Спаситель.
Итак, человек жил по Богу в раю телесном и, вместе
с тем, духовном. Это не был только рай телесный ради
телесных же благ, но был также и раем духовным для
ума; не был он только и раем духовным, которым бы
человек наслаждался посредством внутренних чувств, не
будучи в то же время и раем телесным, доступным чувствам
внешним. Он был тем и другим для того и другого. Но
вот оный ангел, гордый, а потому и завистливый, вследствие
той же самой гордости отвратившийся от Бога и обра-
27