Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
народа Исава, отвергнутого первенца из двух сыновей-
близнецов Исаака, внуков Авраама. Если допустить, что
по способу выражения, по которому часть принимается
вместо целого, Идумея поставлена вместо язычников, то
можно разуметь о Христе следующие слова пророка: "А
на горе Сионе будет спасение, и будет юна святынею"
(Авд. I, 17); и несколько далее, в самом конце пророчества:
"И придут спасители на гору Сион*, чтобы судить гору
Исава, — и будет царство Господа" (Авд. I, 21). Ибо
ясно, что это исполнилось, когда спасение от горы Сион,
т. е. верующие во Христа из Иудеи, под которыми глав­
ным образом разумеются апостолы, взошли, чтобы защи­
тить гору Исава. А в чем состояла эта защита, как не в
том, что проповеданием евангелия они устроили спасение
тех, которые уверовали, дабы избавиться от власти тьмы
и вступить в царство Божие? Это заключительными слова­
ми и выразил пророк, прибавив: "И будет царство Господа".
Ибо гора Сион означает Иудею, где по предсказанию
имело совершиться спасение и святое, т. е. Иисус Хрис­
тос; под горою же Исава разумеется Идумея, знаменующая
языческую церковь, которую, как я объяснил, защищают
спасаемые от Сиона, дабы она сделалась царством Господу.
Это было темно, пока не сбылось; но кто из верующих
не знает, что оно сбылось?
Пророк же Наум, или лучше — сам Бог через него,
говорит: "Из дома бога твоего истреблю истуканы и
кумиры, приготовлю тебе в нем могилу, потому что ты
будешь в нем в презрении. Вот, на горах — стопы
благовестника, возвещающего мир: празднуй, Иудея, празд­
ники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более
приходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен.
Поднимается на тебя разрушитель" (Наум. I, 14, 15; II,
1). Кто помнит евангелие, тот догадается, Кто поднялся
из преисподней и вдохнул в лицо Иуды, т. е. учеников
иудеев, Святого Духа. Те празднества, которые духовно
так обновляются, что оберегают от нечестивого, принад­
лежат Новому завету. Мы также видим, что истуканы и
* У Аигустина: "И изойдут спасаемые от горы Сион".
268