Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/266"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за
преступников сделался ходатаем". (Ис. LII, 13 — 15; LIII).
Это — о Христе.
Теперь послушаем, что пишет он далее о Церкви:
"Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и воз­
гласи, немучившаяся родами; потому что *у оставленной
гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит
Господь. Распространи место шатра твоего, расширь пок­
ровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви
твои и утверди колья твои. Ибо ты распространишься
направо и налево, и потомство твое завладеет народами
и населит опустошенные города. Не бойся, ибо не будешь
постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании; ты
забудешь посрамление юности твоей и не будешь более
вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец
есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его, и Искупи­
тель твой — Святый Израилев; Богом всей земли назовется
Он" (Ис. L1V, 1 — 5), и проч. На этом и остановим­
ся. Кое-что в словах этих требует разъяснения; но, думаю,
есть в них достаточно и настолько ясного, что их понево­
ле должны будут понять даже наши противники.
Глава XXX
Пророк Михей, представляя Христа под образом неко­
торой великой горы, говорит: "И будет в последние дни:
гора Дома Господня поставлена будет во главу гор и
возвысится над холмами, и потекут к ней народы. И
пойдут многие народы и скажут: "придите, и взойдем на
гору Господню и в дом Бога Иаковлева, — и Он научит
нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его; ибо от
Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима.
И будет Он судить многие народы и обличит многие
племена в отдаленных странах" (Мих. IV, 1 — 3). Пророк
указывает и место, в котором родится Христос: "И ты,
Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иуди-
ными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен
быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из
266